МБДОУ " Детский сад № 375 г.Челябинска"

Если родители и педагоги дорожат целью и направляют к ней подрастающее поколение, тогда они становятся партнерами для детей,
продвигаясь и развиваясь вместе с ними.

Педагог-психолог


Воробьёва Лариса Николаевна
Для чего нужен психолог в дошкольном учреждении? Какова цель и  принципы психологического сопровождения?- Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, содействие их личностному развитию в условиях ДОУ. 
- Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства.
- Тот или иной возрастной период сензитивен (чувствителен) к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Принципы деятельности:
- Принцип признания индивидуальности человека как ценности безотносительно к его культурным и социальным особенностям. В основе лежат психологические закономерности: постепенность, неравномерность, индивидуальное своеобразие психических процессов и свойств личности, асинхронность психического развития, индивидуальные варианты прохождения возрастных этапов онтогенеза.
- Принципы «Не навреди» и «Во имя ребенка».
- Принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества с родителями, воспитателями, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку.
- Принцип развивающего образования. 
- Принцип необходимости и достаточности - позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА НА ТРЕВОГУ И СТРАХИ  В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ.  ПРИСЛУШАЕМСЯ И ПОДДЕРЖИМ ДРУГ ДРУГА.

 КАК СОХРАНИТЬ МИР И ПРИСУТСТВИЕ ДУХА В СЕМЬЕ.
Даже если, не все ещё ощутили, но главная опасность большинству из нас угрожает не снаружи, не от адского вируса, а изнутри. Никто не был готов к домашней изоляции. Тем более, никто ни в чём и не провинился!Многие семьи так устроены внутри, что просто не приспособлены 24 часа в сутки проводить на одной кухне – и это, конечно, совсем не значит, что «семьи плохие» или «нет душевной близости», или «накопившиеся проблемы в отношениях», а просто кому-то надо дистанцию ближе, кому-то дальше. И когда, в силу обстоятельств, мы вынуждены эту дистанцию сокращать, да еще придерживаться этого достаточно долго, возникают очень неприятные спецэффекты. Вплоть до психических расстройств и семейного насилия.

В общем, ДАВАЙТЕ СЕБЕ ПОМОГАТЬ!

Первое звучит скучно, но в действительности – ЗОЛОТО!. 

Режим для всех!  
Постарайтесь жить по режиму, как в казарме. Сесть, расписать его вплоть до слотов в полчаса и дальше ему следовать. Пробуждение по будильнику, за уроки по будильнику, работа по будильнику. МОЖНО -  творческая спонтанность, но и это в режиме. А вот неконтролируемая спонтанность, сон до обеда, сериалы запоем до трех часов ночи, невозможность организоваться и сесть за работу – все это утащит вас в омут депрессии и дезориентации за несколько недель.
На самом деле, какой бы жесткий режим вы ни составили, скрупулезно следовать ему вы все равно не сможете (никто не может, мы не часы, мы живые).
Спонтанность все равно будет просачиваться, размывать график, врываться сквозняком, вы не волнуйтесь за нее. Но режим – тот прутик, за который можно хвататься в омуте неопределенности.
Наступило время пить чай – значит, откладываем уроки, даже если они недоделаны, откладываем работу, идем пить чай. Сорвался режим сегодня – возвращаемся к нему завтра утром, как ни в чем ни бывало.
В распорядке дня обязательно должны быть часы, которые каждый член семьи проводит наедине с собой.
Не с детьми. Не в разговорах с партнером. Не в домашнем хозяйстве по уши. Не прибирает в шкафу, не выносит мусор.
Человек сам с собой, и делает, что хочет. Хочет – в фейсбуке тупит, играет в компьютерные игры, в ванне запирается, читает молитвы, неважно. Это его священное время, остальные в это время делают вид, что его дома нет (и лучше тоже заняты своими делами).  Если это время не внести в расписание – его у вас точно не будет. И 
очень быстро накопится напряжение и тяжелая усталость от близких, когда вы их физически не можете уже ни видеть, ни слышать.

Держите дистанцию 

Если до карантина вы видели детей два часа в день после работы, садиков и школ, а с супругом встречались иной раз только в спальне, не надо бросаться навёрстывать. Не нужно «внезапных» развивающих игр и задушевных разговоров, если их не бывало никогда. Или если они часто не нравились и шли туго.
Приближайтесь к членам семьи постепенно, дайте себе время заново познакомиться друг с другом и с ситуацией. Принюхайтесь к дому. Выделите каждому зону в квартире, пусть маленькую, пусть подоконник, но это будет ЕГО зона, где он занимается своими делами, работает, не работает, и говорит всем «я в домике».
Возможно, придется рыкнуть и оскалить зубы, чтобы вашу дистанцию уважали.
Возможно, будет даже «больно», когда окажется, что другие члены семьи не жаждут играть и задушевно болтать с вами, хотя вот же они, рядом, но все равно норовят спрятаться в раковину. Может, они привыкнут потом. Или не привыкнут. 
Или придется смиренно признать, что их дистанция – вот такая, и пока ничего её  не изменит.
Вот сейчас самое время перестать требовать от себя немыслимого.

Не стараться быть человеком, который все успевает, не срывается и не психует. Который с утра занимается зарядкой всей семьей, потом быстренько разворачивает домашнее обучение, эффективненько работает (ведь время карантина нужно использовать для творческих экспериментов и размышлений!). Потом всех утешает в фейсбуке и успевает еще починить дверцу кухонного шкафчика. Слушая одновременно оперу и вебинар. А ночью пишет бестселлер и бизнес-план своего стартапа.

Скорее всего, так не будет. Скорее всего, будет ровно наоборот – вы будете бесцельно бродить или судорожно метаться по дому, пытаясь одновременно хоть как-нибудь поработать, усадить детей за уроки и хоть что-то приготовить всем поесть.
И это еще вы огромный молодец, если не срываетесь периодически в панику по поводу эпидемии, работы, которой может не быть, длительности карантина.
А если и срываетесь, так тоже ничего. Вариант нормы. Психика сейчас адаптируется, на это у нее уходит куча сил, а на остальное остаются крохи. Посчитайте эти крохи аккуратно и расходуйте их, на что хватит. Постепенно этих крох станет больше.
Про домашнее обучение уже была куча прекрасных постов, мнения разные. Если коротко: пусть дети делают, что получается и ориентируйте их на то, что это делают все, а что не получается, можно найти время попробовать еще.
ПОДВИГАЕМСЯ ВМЕСТЕ!  ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПРЕДЛАГАЙТЕ СВОИ СЕМЕЙНЫЕ ВАРИАНТЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК! ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛИТЕСЬ С НАМИ фото видео в группах ВКонтакте и Вайбере. ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЙ!
Не удивляйтесь, если в ближайшие недели у вас будут проявляться сильные эмоции (от трудового энтузиазма до паники, от жуткой злобы до желания сочувствия).  Не удивляйтесь себе, если хочется обнять подушку и плакать, плакать, плакать, как в детстве, пока не уснешь. Не удивляйтесь внезапной усталости «ни от 

чего».  Вспышкам бешенства тоже. Постоянному тревожному ощущению, что вы заболеваете – тоже не удивляйтесь. И жутковатому чувству, что ваше тело – не ваше тело. Все это будет временами накатывать и отпускать. Не сжимайтесь, не пугайтесь, просто психике нужно несколько недель на первичную адаптацию.
Помните, что ваши домашние тоже что-то подобное переживают. Если они ведут себя странненько, отнеситесь с пониманием. Но, все же, не ставьте себе сверхзадачу, особенно в первые карантинные недели, быть «совершенно устойчивыми, эмпатичными родителями, внимательными к чувствам детей».

Спасите для начала себя, успокойте себя, погладьте и обнимите мягко. На роль идеального эмпатичного родителя может не быть вообще никаких сил. Просто кормите детей и иногда говорите им что-нибудь вроде: «Пойди займись чем-нибудь сам, дружок» или «Угу». Чтобы они знали, что вы здесь. Ведь бывает, что не любим никого, включая себя. А потом мир приходит в равновесие, и все это снова обретает смысл.

Берегите силы
Нужно, чтобы их хватило сначала на несколько недель карантина, а потом на несколько недель выхода из него. Это долгий забег. Скорее всего, вы будете к этому времени немножко истощены и раздражены. А мир после отмены карантина не вернется сразу к настройкам по умолчанию, он обретет какие-то новые контуры, к ним тоже нужно будет привыкать. Наверняка они поначалу покажутся дурацкими и нечестными и будут жутко бесить.
Так что сейчас берегите себя везде, где удается. В любых мелочах…

Юлия Луговская   20 СПОСОБОВ - ИГР УТИХОМИРИТЬ РАЗБУШЕВАВШЕГОСЯ РЕБЁНКА
Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.
Сегодня мы порадуемся и удивимся!  Дети будут в восторге от этого фокуса! ЭТО ОЧЕНЬ ЛЕГКО, ПРОБУЙТЕ, ФАНТАЗИРУЙТЕ!. https://m.vk.com/wall278003047_1757#actions
ЖДЕМ ВАШИХ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПРОЯВИВШИХСЯ ЗАДУМОК В ВИДЕ фото и видео в группах ВКонтакте и Вайбере.

1. Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.
2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуется”.
3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.
4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управлениям (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.
5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.
6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
7. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.
11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.
12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.
13. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.
14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.
15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут)
16. Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.
17. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”)
18. Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.
19. Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.
20. Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.
Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние.

ИГРЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ СТАКАНЧИКАМИ. ДОСТУПНО, ПОЛЕЗНО,  НЕ ЛЕГКО, НО ВЕСЕЛО!!!!

ПРОВЕДИТЕ КОНКУРС, МОЖНО КОМАНДНЫЙ! МАЛЕНЬКИМ ДЕТКАМ ПРЕДЛОЖИТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ВЫПРЯМЛЕННОЙ ЛАДОШКОЙ ОДНОЙ РУКИ.  ЖДЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ фото видео в группах ВКонтакте и Вайбере. УДАЧИ!

Самоизоляция как шанс для знакомства                   с самим собой      Яна Башмакова   Психолог - г. Санкт-Петербург

Если вы сталкивались  психосоматикой (например, понервничаете – покрываетесь пятнами или испытываете проблемы с ЖКТ; в конфликтных ситуациях поднимается температура; с переживанием высокой ответственности болит голова…подобных различных проявлений множество), хронической усталостью,  аддиктивным поведением или же просто чувствуете себя «не в своей тарелке», особенно когда остаётесь наедине с собой, то предлагаю вам воспользоваться текущей ситуацией для того, чтобы наладить контакт со своим телом, мыслями и чувствами.
Так как некоторые сейчас перевели работу из офиса на удалённый режим, то бывает,  появляется и дополнительное время, которое можно посвятить себе.
Первый инстинкт для многих – потратить это время на некоторые привычные способы отдыха: посмотреть сериал или фильм, почитать, посидеть в социальных сетях. Я предлагаю вам выделить для себя несколько минут – пять, десять, пятнадцать…в общем, сколько получится, для того чтобы прислушаться к себе и своим переживаниям.  Слово «осознанность» (mindfulness) стало довольно популярным в последние годы параллельно с ростом интереса к медитации и подобным практикам. Это понятие, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложное, особенно когда дело доходит до практического применения.
Чтобы быть осознанным, нужно сделать паузу в своих делах и осознать то, что ты секунду назад абсолютно не примечал. В связи с этим, невозможно быть осознанным постоянно. Вернее, на это могут потребоваться годы тренировок… Хотя, есть подозрение, что даже самый просветлённый буддистский монах не может быть осознанным абсолютно всегда в состоянии бодрствования. 
А мы ведь с вами не монахи, мы люди с совершенно другим набором дел, кучей забот, работы… Можно сказать, что мы живём чаще в состоянии оторванности от своих переживаний, особенно телесных, но и психических тоже. Такая отчуждённость от себя зачастую даже не замечается, а тем временем именно она провоцирует соматизацию (переход от психических переживаний к телесным симптомам) в стрессовых ситуациях, а также может приводить к  саморазрушающему поведению.
 Как уже отмечено, осознанность может быть сложной, тем не менее, многие практики осознанности были адаптированы под задачи современных людей, а некоторые вполне подходят для самостоятельного применения. Последним и посвящена эта статья.
Обычно такие приёмы бывают двух типов:
1.    Статичный
Похоже на классическую медитацию, когда вы делаете перерыв в своих делах, выделяете себе столько времени, сколько можете.
В этом случае останьтесь наедине с собой. Позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало на выбранный промежуток времени. Можно начать с 5 минут, а потом увеличить продолжительность. Выберите удобное положение сидя и прислушайтесь к себе. Классический вариант - вы сначала обращаете внимание на то, что происходит вне вашего тела (окружающие звуки, запахи), затем переносите фокус внимания на своё тело, как бы сканируя его. Затем обращаете внимание на свои эмоции - что вы сейчас чувствуете? В каком вы настроении? А потом - на мысли - куда стремится ход размышлений, когда вы не пытаетесь его направлять? В завершение снова прочувствуйте своё тело и ваше окружение.
Обычно после такого упражнения возникает чувство "целостности", "центрированности", "ясности".
2. Динамичный
Такая техника осознанности используется в то время, когда вы заняты чем-то монотонным, физическим и не требующим мыслительной деятельности. Это может быть ходьба, занятия спортом, приём пищи.
Представим, что вы утром пьёте кофе или чай. Вместо того, чтобы быстро заглотнуть напиток и побежать дальше, попробуйте прочувствовать каждый глоток. Сейчас ведь у вас его возможно больше!!! Почувствуйте своё тело, как вы сидите, как вы себя чувствуете. Почувствуйте теплоту чашки. Запах напитка. Вкус и температуру, когда вы его пьёте.
Такое упражнение возвращает вас в реальность из ваших раздумий о повседневных заботах и поволяет вам насладиться моментом, а также немного "притормозить", что бывает очень полезным, особенно, когда в голове много тревожных мыслей.
В ходе обоих упражнений важно не осуждать и не пытаться отвергать какие-либо переживания. Постарайтесь просто наблюдать их.
Если вы будете регулярно выполнять подобные упражнения, даже в самой краткой форме, то в долгосрочной перспективе сможете увидеть изменения в том, как вы переносите стрессовые ситуации и справляетесь с ними. Можете даже поставить напоминалку на телефон: например, каждые 2-3 часа просто спросить себя "Как я себя чувствую? Как поживает моё тело? Какое у меня настроение?", или же выделить 5-10 минут на более развёрнутую практику. Сейчас, как никогда, это может послужить отличным способом оставаться в контакте с собой.
МОЖНО ЗАНЯТЬСЯ ОБЪЕМНОЙ 3 - Д ГРАФИКОЙ!  ЭТО СТРУКТУРИРУЕТ НАШИ МЫСЛИ, ДАЕТ ВЫХОД «ЛИШНЕЙ» ЭНЕРГИИ, СНИМАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ.  И ВОТ ОНО, УХ ТЫ! ПРИСЫЛАЙТЕ, ВОСХИТИМСЯ ВМЕСТЕ!
А ЦВЕТНОЙ ВАРИАНТ У ВАС ПОЛУЧИЛСЯ?


Памятка«Что важно знать родителям о подготовке ребёнка к школе»

   Рассчитайте ориентировочно возраст поступления ребёнка в школу. Напоминаем, что Закон РФ «Об образовании» определяет границы поступления ребёнка в 1-й класс: «не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет». Таким образом, родителям предоставлено право решать этот вопрос в рамках, ограниченных законодательством. Советуем вам принять обдуманное решение на этот счёт, учитывая состояние здоровья вашего малыша, а также сформированность тех важных качеств личности, о которых мы упомянули выше.
 Посоветуйтесь, по возможности, с будущим учителем вашего ребёнка, чтобы принять окончательное решение: учить или не учить его до школы чтению и письму. Хотим предупредить вас, что сегодня подходы учителей начальной школы к этой теме диаметрально противоположны: одни считают, что легче учить, чем переучивать; другие хотят получить «готовенького» ребёнка, умеющего читать, считать и писать.
  Стремитесь постоянно поддерживать интерес ребёнка к школе, будущему учению, получению знаний. Ни в коем случае нельзя запугивать малыша, вызывать у него чувства страха. Нередко можно слышать реплики отчаявшихся родителей: «Ну что ты за неумеха? Как же ты в школу пойдёшь?!», а ещё хуже угрозы типа: «Вот пойдёшь в школу, узнаешь, что почём!»
 Обязательно приучайте ребёнка к определённым рамкам режима. Поверьте, это не пустые, не «дежурные» слова! Многие дети уже в первые дни пребывания в школе теряют интерес к учёбе только по той причине, что привыкли поздно ложиться спать и поздно пробуждаться утром. В таких случаях ребёнка настойчиво будят, зачастую в нервозной обстановке, и он, невыспавшийся, с плохим настроением идёт в школу. Разве может пойти в радость дело, а тем более такое новое, нелёгкое и ответственное, как учёба?
 Создавайте у ребёнка хорошее настроение, как можно чаще настраивайте его на оптимистический лад, воспитывайте чувство юмора. Следите, чтобы малыш не прибывал в угнетённом, дискомфортном состоянии, учите его находить выход из такого состояния. Помните, в ваших руках физическое и психическое здоровье вашего ребёнка.
  Никогда не отказывайте ребёнку в ответах не его вопросы, не отмахивайтесь от них. Если не знаете, как правильно ответить, выскажите своё предположение и обязательно пообещайте узнать ответ на его вопрос, возвратиться к нему. Почему так важно поощрять стремление ребёнка задавать вопросы? Да только потому, что история дошкольного образования знает немало примеров, когда ребёнок в случае постоянных «отмахиваний» взрослых утрачивает одно из удивительных качеств «почемучек», теряет интерес к узнаванию нового, приобретению знаний.
  Постарайтесь находить  как можно больше поводов и времени для общения с ребёнком, несмотря на постоянную занятость и груз домашних забот. Можно привести ряд позитивных примеров, когда ребёнок без напряжения и особых усилий запоминает буквы алфавита, если с мамой «разделывает» кусочки теста и лепит из него буквы. Или, выкладывая готовое печенье на блюдо, сосчитает его, приобретая первые навыки счёта. Не отказывайте ребёнку в желании помочь вам пересыпать крупу в банку, помыть пол, забить гвоздь и т. п. В этих случаях малыш не только приучается к усердию и трудолюбию, но и познаёт свойство материалов: жидкие, сыпучие, твёрдые мягкие, плавающие, тонущие, лёгкие, тяжёлые.
  Играйте с детьми! Не будьте пленниками расхожего мнения: «Наш ничем серьёзным заниматься не хочет, ему всё бы играть!». А ведь практикой дошкольного образования давно доказано, что включённые игры в обучение приносят потрясающие результаты,  с помощью игры проще воспитать у малыша ряд ценнейших качеств личности. 
  Важно, чтобы в играх участвовали не только мамы, но и папы. Особенно это касается тех семей, в которых растёт мальчик. Если семья неполная, то очень важно организовать игры и общение сына с другими мальчиками, мужчинами (кроме того, мама должна уметь играть с ним в «мальчишечьи» игры). 
  Для организации игры, конечно же, нужны игрушки. Хорошая игра совсем не зависит от наличия дорогостоящей  «престижной» игрушки. Можно с помощью стульев, дощечек и фантазии соорудить отличный транспорт и устроить такое интересное путешествие, которому позавидует малыш с шикарной машинкой в руках! Хорошо иметь в арсенале игровых средств дополнительный «вспомогательный» материал: различные верёвочки, резиновые трубочки; шишки, камешки, дощечки пригодятся для великих построек. Часто в ходе игры требуется что-то смастерить, вылепить, склеить, нарисовать. Надо ли говорить, что такие материалы как краски, карандаши, пластилин, бумага, ножницы обязательно должны быть в расположении ребёнка. Особого разговора заслуживают конструкторы в игровом царстве ребёнка.  Они должны быть обязательно. Это главные «технари», которые не только формируют пространственное мышление ребёнка, но и развивают мелкую моторику, так необходимую для будущего освоения техники письма.
  Хочется затронуть ещё одну «больную» тему: «Ребёнок и компьютер». Не будем спорить о том, что нужно или не нужно обучение ребёнка «компьютерному делу». Хотим предостеречь тех родителей, которые считают, что долгое сидение ребёнка у компьютера или телевизора говорит о его усидчивости или, на худой конец, формировании этого качества у малыша. Статистика упорно свидетельствует о приобретении наряду с такой «усидчивостью» ряда заболевании: снижение зрения, искривления осанки, неврозы и т.д. Советуем вам установить жёсткий беспрекословный режим длительности «работы» ребёнка с этой техникой (не более 10-15 минут). И исключить не регламентированные занятия, неблагоприятно влияющие на самочувствие и психику ребёнка.